11:34
"Золотая Баба"
Вот уже второе столетие искатели приключений, ученые и авантюристы ищут следы легендарной Золотой Бабы. Рассказы о ней заставляют учащенно биться сердца и манят в неведомые края. Золотую Бабу ищут на далеком Севере и в Сибири, на Урале и на Алтае. Что же толкает людей на ее поиски? Только ли то, что она — золотая? А может быть, люди откликаются на образ золотой богини-богородицы, который каждый носит в своем сердце?

Из глубин родовой памяти встает образ Золотой Матери, владычицы и хозяйки священной прародины, утерянного рая, откуда ушли наши далекие предки... Никто не знает, откуда она пришла и куда ушла. Есть только бесчисленные предположения о судьбе золотой статуи, которой поклонялись сибирские и уральские народы.


Одни говорят, что статуя Золотой Богини была принесена из Китая, другие — из Ирана или Индии, третьи — из Древнего Рима времен гибели Римской империи. Кое-кто считает ее произведением местных сибирских мастеров. Последний раз ее видели в 30-х годах XX столетия в тайном святилище казымских хантов в бассейне Оби.

А древнейшее упоминание о статуе мы находим уже в Новгородской летописи за 1398 год. Оно было записано после миссионерской деятельности Стефана Пермского. Стефан ходил по Пермской земле, в святилищах пермяков спорил с жрецами. Следом за Стефаном шли стрельцы и эти святилища разрушали, а на их месте ставили церкви. В летописи сказано: 

«Сей научи Пермьскую землю вере Христове, а прежде кланялися зверем и деревом, воде, огню и Златой Бабе».

1480 г "Комментарии к Георгикам Виргилия". Юлий Помпоний:

« Угры приходили вместе с готами в Рим и участвовали в разгроме его Аларихом. На обратном пути часть их –уричей осела в Памонии и обосновала там могущественное государство. Час же вернулась на родину, к Ледовитому океану, и до сих пор имеет какие то медные статуи, некоторые из них покрытые золотом, принесённые из Рима. И которым поклоняются как божествам»

1517г. «Сочинение о двух Сарматах» Матвей Меховский:

«За землею, называемою Вяткою, при проникновении в Скифию, находится большой идол Zlota Baba, что в переводе означает « Золотая женщина» или « старуха». Окрестные народы вагулы, угричи, чтут её, никто проходящий поблизости, чтобы гонять зверей или преследовать их на охоте, не минует её с пустыми руками и без приношений; и даже если у него нет ценного дара, то они бросали в жертву идолу хотя бы шкурку или вырванную из одежды шерстину и, благоговейно склонившись, проходили мимо".

1549г. Сигизмунд Герберштейн:

« Золотая Баба, то есть Золотая Старуха, есть идол находящийся при устье Оби, в области Обдоре, на более дальнем берегу. По бокам Оби и по соседним рекам, в окрестности, расположено повсюду много понастроено крепостей, властелины которых(как говорят) все подчинены Государю Московскому. Рассказывают, или, выражаясь вернее, болтают, что этот идол, Золотая Старуха, есть статуя в виде некой старухи, которая держит в утробе сына, и будто там уже опять виден ребёнок, про которого говорят, что он её внук.

Кроме того, будто бы она там поставила некие интсрументы, которые издают постоянный звук наподобие труб. Если это так, то я думаю, что это происходит от сильного непрерывного дуновения ветров в эти инструменты».

1578г « Описание Европейской Сарматики» Александро Гваньини:

« В Обдорской области около устья реки Оби находится некий очень древний истукан, которые московитяне называют « Золотая баба», то есть « Золотая Старуха». Это подобие старой женщины. Держащей ребёнка на руках, и подле себя имеющей другого ребёнка, которого называют её внуком. Этому истукану обдорцы, угричи, вогуличи, а так же и другие соседские племена воздают культ почитания. Жертвуют идолу самые дорогие и высокоценные собольи меха, вместе с драгоценными мехами прочих зверей. Закалывают в жертву ему отборнейших оленей, кровью которых мажут рот. Глаза и прочие члены изображения; сырые же внутренности жертвы пожирают сами, и во время жертвоприношения колдун и вопрошает истукана, что им надо делать и куда кочевать; истукан же (как не странно) обычно даёт вопрошающим верные ответы и предсказывает истинный ход их дел».

1591г. « О государстве русском» Джильс Флетчер:

«Я говорил с некоторыми из них и узнал. Что они признают единого бога, олицетворяя его однако предметами, особенно для них нужными и полезными. Так, они поклоняются солнцу, оленю, лосю и др. животным. Но что касается до рассказа о золотой или Яге – Бабе ( о которой случалось мне читать в некоторых описаниях этой страны, что она есть кумир в виде старухи), дающей на вопросы жреца прорицательные ответы об успехе предприятия и о будущем, то я убедился, что это пустая басня. Только в области реки Оби, есть скала, которая от природы ( впрочем от части с помощью воображения0 имеет вид женщины в лохмотьях с ребёнком на руках. На этом место обыкновенно собираются самоеды. По причине его удобства рыбной ловли и действительно иногда (по своему обычаю) колдуют о хорошем или дурном успехе своих путешествий, рыбной ловле, охоты и т.п.».

Знаменитый фламандский картограф Геральд Меркатор на карте 1595 года, вышедшей после его смерти, у устья Оби написал: «Zolotaia baba».

1750г «Описание Сибирского царства» Герард Миллер:

"Можно преставить легковерному летописцу верить в то, что он рассказывает про остяцкую богиню, и что она ни в какой мере не подтверждается последующими известиями. Некоторое сходство с этим рассказом имеет ещё более древний рассказ про языческую богиню, державшую ребёнка на коленях, которую почитали в низовьях реки Оби под названием Золотой Бабы. Я расспрашивал про неё тамошних остяков и самоедов, но ничего не узнал, и то, что нам сейчас рассказывают на реке Оби про Белогорского шайтана, совсем не похоже на вышеприведённый рассказ.

Достоверно лишь то, что белогорские остяки имели знаменитого шайтана, от имени которого делал предсказания приставленный к нему шайтанщик. Вероятно так же и то, что при приближении казаков шайтанщик тщательно укрыл свою святыню и посоветовал остякам так же спрятаться от казаков».

1862 г «Описание Западной Сибири» Ипполит Завалишин:

« Внешний вид и устройство его (идола) неизвестны были и самим Обоготворящим. Постоянно охроняемая двумя стражами в красных одеждах. С копьями в руках, его кумирня была закрыта для вогулов. Один только старейший и главный шаман имел право входить в кумирню».

Итальянцы считали, что статуя Золотой Бабы привезена на Север из Рима уграми, которые в союзе с готами Алариха разрушили Римскую империю. То есть это статуя Юноны.

Есть также мнение, что статуя Золотой Бабы — это статуя богини милосердия Авалокитешатвары, которая в китайском буддизме сливается с образом богини Гуаньинь.

Кое-кто полагал даже, что это статуя Мадонны с младенцем, выкраденная хантами во время набега на один из христианских храмов, но это мнение мало кого убедило, поскольку в русских православных церквах, в отличие от католических костелов, нет подобных изображений. Сравнивали ее и с якутской богиней Дьес Эмигет, Медной Статуей, с мансийской богиней Сорни-Эква «золотая Женщина». Современный историк Г. Грицков высказал предположение, что статуя Золотой Богини была принесена из Египта киммерийцами и что это Исида.

Почитать      Табличка Исиды

Однако в ученом мире наиболее убедительным считается мнение, высказанное еще в прошлом веке известным русским этнографом князем Н.С. Трубецким. Он полагал, что Золотая Баба — это Калтась, жена верховного ханты-мансийского бога Нуми-Торума, мать всего живого, покровительница новорожденных, богиня плодородия и судьбы.

Почитали Золотую Бабу и славянской богиней. Такого мнения придерживались историки начала XIX века А.С. Кайсаров и Г.А Глинка (см.: Мифы древних славян. Саратов, 1993). Это мнение не противоречит утверждению Н.С. Трубецкого, что и славянская, и древняя финно-угорская вера имеют один и тот же ведический исток. И кто такая Калтась, как не Златая Майя (Златогорка) — мать Коляды, а Нуми-Торум — Тарх Дажьбог, муж Златой Майи.


Удивительно, не общее во всех этих рассуждениях убеждение, что статуя Золотой Богини была привезена на Урал. И ни в какое сравнение не идут с этими работами осторожные предположения о местном производстве статуи Золотой Богини.

Почитать          Каменная 3D Карта

Захватывающие истории о странствиях статуи Золотой Богини имеют под собой весьма шаткую основу. Главное же, что заставляет серьезных ученых заниматься сочинительством историй, это влияние (через родовую память) забытого мифа, ведь Златая Матерь, Златогорка, по Ведам — дочь Святогора, а он был царем Атлантиды. То есть если быть последовательным, то следовало бы говорить о приносе культа Золотой Богини из Атлантиды, но какой уважающий себя ученый рискнет на такое заявление?

Родство же культов Великой Матери на всех континентах Земли действительно существует.

Чтобы понять, кто же на самом деле есть Золотая Баба, нужно обратиться к сказаниям местных уральских и алтайских народов, которые еще не так давно ей поклонялись.

Нетрудно узнать в Золотой Бабе и мансийскую Сорни-Эква «золотую Женщину», и якутскую Медную статую (медь всегда заменитель золота), и, например, золотую богиню алтайцев, носящую имя Алтын-Арыг («алтын» значит «золотой»).

В сказах уральцев она стала, во-первых, богатыркой Азовкой, а во-вторых, Хозяйкой Медной горы. Сказы разделяют эти два образа, но они, безусловно, едины. И Азовка и Хозяйка живут в недрах одной и той же горы (или близких гор у истоков Чусовой и Исети), обе они хранят золото и медь. Только Хозяйка — подземная богиня, а Азовка вначале обычная, хоть и обладающая загадочной силой, женщина, которая потом скрывается в недрах Азов-горы со своим умирающим мужем. Там, среди груд золота, она вечно рыдает над телом мужа. Ей, по заклятью, приходится долгие века ждать освобождения от некоего человека, знающего «дорогое имечко».

А. И. Асовым  и историком Г.В. Грицковым было отмечено родство легенд о Золотой Бабе, уральских сказов о Хозяйке Медной горы (а также, и легенд об Азовке) с мифами о египетской богине Исиде. Действительно, образ рыдающей Азовки сходен с образом египетской богини Исиды, оплакивающей тело Осириса. Да и само имя Азовки может быть разновидностью имени Исиды. Замечу также, что с Азов-горы стекает река Исеть. Именно так — Исет — звали Исиду сами египтяне (Исидой она стала в Греции).

В Ведах и «Хронике Иоанна Малалы» она также именуется Сидой, супругой Велеса. Она же, очевидно, Сита, супруга Рамы в Ведах Индии, Сидура в эпосе шумеров. Другие ее имена (и воплощения): Астарта, Астеропа, Астрея. В «Русских Ведах» она же Ася Звездинка, Ася Святогоровна, Тальница, Домна, Премудрая Вила и т. д.

И таким образом, мы можем сказать, что образ Золотой Богини имеет не только египетские, но и (через Атланта-Святогора) атлантские корни.
Столь много имен носит Золотая Богиня потому, что Она — лик Золотой Матери Мира. Она много раз воплощалась в этом мире, являла разные лики, которые были и Ею Самою, и одновременно Ее дочерьми. Чтобы понять все лики Матери, нужно изучить Веды.

А как выглядела статуя богини? Соратник Ермака Богдан Брязгин, посетивший в Белогорье мольбище остяков, писал о Золотой Бабе: «нага с сыном на стуле сидящая, приемлющая дары от своих». Итальянец Гваньини рассказывал, что кумир Золотой Бабы, вытесанный из камня, являл собой женщину с двумя детьми. Один ребенок был на руках, другой же стоял подле и назывался внуком. Замечу, что, по славянским мифам, Златая Майя-Златогорка родила Коляду, а Коляда родил Радогоста. Не их ли описал Гваньини?

Завладеть Золотой Бабой пытались многие. Во время своих походов на Югру новгородцы охотно грабили языческие святилища. Пытались добраться они и до скрывающихся в дремучих лесах золотого идола, но все их попытки потерпели поражение. Интересовались статуей и удалые отряды Ермака. О золотом идоле они услышали от чуваша, перебежавшего в их стан при осаде татарского городища. Именно с его слов о существовании Бабы узнал Ермак. Чуваш поведал о том, что в осажденном городище остяки молятся «богу золотому, что в чаше сидит. А поставлен он на стол, и кругом жир и курится сера, аки в ковше». Услышав о золоте, казаки с новыми силами кинулись на приступ городища. После кровопролитной сечи взяли они стены, но драгоценного золотого идола не нашли. Накануне штурма его удалось по тайным подземным ходам вынести из осажденного городища. 

Во второй раз казаки услышали о Золотой Бабе, когда они добрались до Белогорья на Оби. Здесь находилось самое почитаемое остяками капище. Каждый год тут собирался «великий съезд» и совершал «жрение» тайное. Именно сюда, по слухам была привезена святыня сибирских народов – «паче всех настоящий кумир зде бо». 

Но не повезло Ермаку. При приближении его отрядов жители успели спрятать золотою статую, впрочем, как и другое «многое собрание кумирное». Казаки расспросили остяков о Золотой Бабе, и те подтвердили, что действительно было «у них молбище большое богине древней – наго на стуле седящая»... 

Славяно-уральские истоки легенды о Золотой Матери подтверждаются также и ее именем у русских: Золотая Баба. Именно Золотой Бабой во всех славянских землях именовали богиню-мать. Например, в Чехии и Болгарии до сих пор последний связанный на поле сноп именуют Золотой Бабой в память о древней Богине.

В «Русских Ведах» образы Золотой Майи и Золотой Бабы различны. Золотая Майя, дочь Рода, явившаяся при Сотворении Мира, приходит еще один раз в образе Майи Златогорки, дочери Святогора, а потом уходит в Навь. В начале времен Майя и Вышний рождают Крышня, в иную эпоху Майя и Дажьбог рождают Коляду.

А Золотая Баба — супруга Велеса, которая также много раз приходит в мир, и ее история (повторяемая в разные эпохи) отлична от истории Златой Майи. Однако ведические и уральские легенды утверждают, что Белес и Дажьбог едины (Дажьбог -внук Велеса), это лики Всевышнего. И точно также Златая Майя и Золотая Баба едины. Матерь Мира имеет два рода ипостасей и проживает два рода сходных земных жизней. Нисхождения Ее к людям, волшебным народам и животным многоразличны. Но для всех Она — Единая Матерь.

В древние эпохи культ Золотой Матери мог двигаться на Урал с запада: из Атлантиды, Африки и Передней Азии. Древнейшие связи между атлантической и гиперборейской цивилизациями подтверждаются общим культом Матери Мира.

Название страны, где почитали Золотую Бабу, - Пермия, или, в более древнем произношении, Бьярмия, — восходит к имени бога Бармы (ведического Брахмы), что говорит о ведической вере древних уральцев. Да и само название одного из урало-сибирских народов — ханты — восходит к имени «анты» либо «хатты». А это имя является не этническим именем, это вероисповедание. Такое имя носили народы, говорившие на разных языках, в том числе анты-славяне, жившие в начале нашей эры в Антии (так тогда именовали Русь). Антами называли себя те, кто веру свою воспринял от древнего народа — «золотых людей» — атлантов («атл» — «золото», «ант» — «человек» — отсюда золотой алтын, алтарь, алатырь, а также «ант-ропос» — «человек»). И это снова говорит об атлантическом истоке культа Золотой Бабы (Алтынки).

Но потом, скорее всего, было обратное движение. В исторически обозримый (после атлантический) период движение народов и культов происходило именно с Урала. Север, а затем Урал -прародина ведической веры. Потому все отмеченные совпадения говорят о едином уральском истоке преданий о Золотой Матери.

В Европу и Египет они могли быть принесены славянами-кимерийцами во времена патриарха Богумира.

С приходом христианства древний культ Матери был потеснен богородичным культом. Даже празднования Успения Богородицы стали отмечаться и праздноваться в дни ухода Матери в Навь. Мистериально в годовом цикле эти дни Малого Коло повторяют годы Большого Коло, когда происходила гибель Атлантиды. 

Пришедшие на Урал русские (христиане) уже не узнали в Золотой Бабе остяков Богородицу. Культ Золотой Бабы вместе с гонимыми язычниками стал откатываться с Урала все дальше на восток. Последние известные пристанища Золотой Богини, согласно казачьим летописям, были в бассейнах рек Оби и Иртыша, в Белогорье. Само название — Белогорье — говорит о священных Белых горах, они же именовались Ирийскими горами. Известно несколько Белогорий. Одно из них, например, находилось близ истока Иртыша (Калбинский хребет на Алтае), Восточнее этого Белогорья расположен также принадлежащий Алтаю Катунский хребет, высочайшая гора которого Белуха (4506 метров) особо почиталась русскими старообрядцами. Многие из старообрядцев, переселившихся в эти места, считают, что именно здесь находится священная земля — Беловодье. С Белухи по Уймонской долине течет река Катунь. Этой долине особое значение придавал Рерих, поместивший здесь светлый Звениград.

Почитать       Шамбала

Чуть западнее Белогорья расположено Семиречье — земля, омываемая семью реками, впадающими в озеро Балхаш. Именно эта земля в «Книге Велеса» называется прародиной, землей прародителей славян Богумира и Славуни. Здесь в давние годы родились все славянские роды, которых вывел из Семиречья в Европу прародитель Арий и его сыновья — Кий, Щек и Хорив. Славяне давно покинули эту землю и вернулись на древнюю прародину после походов Ермака.

Белыми горами славяне называли и Кавказ. Много раз перемещались по лицу земли народы, и потому трудно сказать, в каких землях славяне появились раньше — на Алтае или Кавказе. Да это и не столь важно. Ибо по «Русским Ведам», Белые горы -в Нави, в духовном мире. И там, в священном Беловодье, живет Золотая Майя — Великая Мать Мира. Только там ее следует искать, и восхождение в эти горы — восхождение в духе.

Версии, гипотезы, предположения... Сколько их было, и сколько их еще будет. Много вопросов, еще больше ответов. Однако никому до сих пор не удалось получить однозначный ответ на вопрос: Какая она, Золотая баба? Зачем пришла в этот мир и куда ушла? Да и ушла ли? 

До наших дней загадка таинственной Золотой Бабы так и не разгадана. Вполне возможно, что ее никогда и не существовало в том виде, в каком она предстает в многочисленных легендах и преданиях. Однако хочется верить в то, что наступит день, и этот трехтонный языческий идол засияет перед нами во всем своем первозданном величии и самобытной красоте.

http://www.svetloyar.eu/publishing/docas_1.htm
http://www.kydesa.com/t715-topic

Просмотров: 1758 | Добавил: Валерий | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]